"Художественная ковка" .телефон: 89834084318
 Каталог файлов
Главная » Файлы » кузнецу впрок

Процесс создания дамаска
17 Авг 2010, 17:27

Cталь, рожденная в сердце. Процесс создания дамаска

30 марта , 2010 | Мастер-класс

Как известно, дамасская сталь является композитным материалом, в состав которого входят различные по содержанию углерода и легирующих компонентов стали, может присутствовать никель, некоторые цветные и драгоценные металлы, такие как медь или золото.

Работой с дамаском я занимаюсь уже более десяти лет. Знаком со многими замечательными мастерами и художниками, идущими разными путями к той же цели что и я, которую вкратце можно сформулировать следующим образом: созданию по возможности красивой, прочной, надежной дамасской стали. Эти аспекты лежат в физической и технической области рассмотрения. Но существует еще и духовная сфера, и как бы ни стремились мои оппоненты разубедить меня в этом, считаю, что в состав такого материала как дамасская сталь входит внутренняя духовная составляющая мастера, его мысли, чувства, эмоции, творческий настрой.

Разумеется, не надо воспринимать допущение всего этого буквально, и пристально всматриваться в клинок с целью обнаружения среди извивов и хитросплетений узора «душу» мастера, она лежит не на поверхности, но в глубине клинка, а иногда и рядом с ним. Способность видеть ее и ощущать внутренний настрой вещи в целом лежит не в рациональной, а в иррациональной плоскости, постигается не разумом, но чувством, а способность чувствовать и сострадать является отличительной способностью человека, как венца творения природы.

Именно поэтому я и хотел бы вкратце остановиться на том процессе, в результате которого получается узорчатый металл с клеймом Владимира Демидова. Это не значит то, что она особенно уникальна или лучше, чем у других мастеров, просто это «мой путь», и я хочу немного рассказать о нем ценителю клинкового оружия.

Создание рисунка мозаичной дамасской стали начинается с разработки общего характера рисунка, составляется перечень задач, которые необходимо решить в данном конкретном предмете, будет ли это авторская вещь или право выбора мотива для рисунка остается на усмотрение кузнеца. Какие рабочие характеристики будут у создаваемой дамасской стали? Крупным или мелким, однородным или с включением различных по масштабу фрагментов будет рисунок? Будут ли в составе пакета только углеродистые стали, или же планируется добавление никеля? Будет ли финальный рисунок проявлен азотной кислотой или планируется термическое синение клинка? Затем избирается способ создания рисунка и метод его раскрытия, так как каким бы не был замечательным рисунок внутри блока дамасской стали, его необходимо вывести на поверхность, если просто расплющит под молотом блок дамасской стали, на поверхности будут видны только некрасивые полоски. Раскрытие рисунка всегда сопряжено с потерей какой-то части материала, вплоть до половины объема, и это всегда надо помнить при выборе массы изначального пакета.

Обычным способом создания изначального рисунка мозаичной дамасской стали является отковывания своеобразных дротов из различных по содержанию углерода и лигатуры сталей. Различие химического состава сталей позволит в дальнейшем выявить кислотой на поверхности готового клинка скрытый в нем рисунок.

Если же брать однородный материал, то в результате мы не сможем выявить узор, металл станет гомогенным. Дроты отковываются сообразно с задуманным рисунком, например, чтобы получить изображение изначального модуля цветка, необходимо отковать около 50 кусочков составляющих его строение.

Далее проводится первая объединяющая сварка, в результате которой отдельные фрагменты объединяются в единое целое. Надо ли говорить обо всей сложности этого процесса? Чтобы это произошло, надо не просто нагреть пакет до красного свечения и стукнуть по нему молотком — необходимо с точностью до десяти градусов Цельсия нагреть пакет до сварочной температуры, которая присуща именно тем сталям, которые входят в состав пакета. При этом перегрев так же губителен, как и недогрев. Пакет или не сварится в монолит, или рассыплется на части под бойками молота.

В процессе нагрева пакет посыпается флюсом, который растворяет окислы металлов, и позволяет произвести кузнечно-горновую сварку.

После того как в результате нагрева и проковки под молотом отдельные части стального набора пакета объединились в единое целое, металлический блок протягивается под бойками в длинный пруток квадратного сечения. Полученный новый дрот режется затем на 4 , 6, или 9 частей в зависимости от замысла рисунка и вновь складывается в блок для кузнечной сварки. Таким образом, происходит набор рисунка, его уменьшение и усложнение сообразно творческому замыслу.

Когда автор считает, что необходимый масштаб и сложность рисунка достигнута, пакет протягивается уже в прямоугольный брусок, равный примерной ширине будущего клинка, но значительно толще его финальной толщины.

Если сейчас попытаться проявить рисунок поверхности бруска, то мы получим вне зависимости от фактического рисунка внутри, просто некрасивые полоски на поверхности. Почему это происходит? Слои составляющие наш задуманный рисунок идут параллельно плоскости бруска, и чтобы вывести их на поверхность, необходимо пакет «вскрыть». Делать это можно разными способами, например следующим:

На протравленных гранях пакета, образуемых вырезанными треугольными фрагментами уже можно видеть будущий рисунок, и его расположение в массиве пакета.

Вскрытие пакета я обычно делаю вручную углошлифовальной машинкой на магнитной плите. Процесс довольно пыльный и «занудный», но от того насколько аккуратно, равномерно и глубоко вскрыт пакет будет зависеть красота раскрытия конечного рисунка. Неграмотно, недостаточно глубоко или неравномерно вскрытый рисунок, даже совершенный по задумке, может быть безвозвратно испорчен.

От трети до половины изначальной массы финального пакета уходит в отходы при вскрытии.
Затем полученную «гармошку» необходимо проковать под бойками пневматического молота, тщательно контролируя температуру нагрева, при слишком низкой температуре, напряжения, концентрируемые в рельефах излома пакета, могут проявится в виде трещин и расслоений, а при излишней температуре нагрева пакет может разрушится от пережога металла.

Образующуюся при нагреве окалину во время проковки необходимо счищать металлической щеткой, чтобы она не заковывалась в массу поковки, что может привести к необходимости излишнего съема металла при зачистке пакета углошлифовальной машиной.

Проковка пакета производится под пневматическим молотом, а его правка и выравнивание — вручную.
В результате глубокого раскрытия «гармошкой», слои сталей, идущие в толще пакета выходят наружу и задуманный рисунок можно проявить.

Подобное раскрытия является базовым и далеко не единственным, позднее я более подробно расскажу о других способах образования рисунка.

Художник-кузнец, Владимир Демидов

Категория: кузнецу впрок | Добавил: defaultNick
Просмотров: 766 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar
Пятница, 03 Май 2024, 21:38
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
кузнецу впрок [7]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Вам нравятся кованые монограммы?
Всего ответов: 99

 
Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

СТУДИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОВКИ