Школа кузнечного искусства. 10 урок. Изготовление головы дракона Художник по металлу Владимир Марков поделился с читателями журнала ММ технологией изготовления элемента, который можно использовать практически в любом кованом... |
Самый распространенный декоративный элемент в ковке — волюта, или завиток. К сожалению, сегодня, несмотря на бурное развитие кузнечного дела, мало кто умеет выполнять этот элемент по всем канонам кузнечного мастерства. А секрет в том, что для правильного изготовления волюты необходимо проделать «бумажную» работу. Во-первых, выполняем эскиз общей композиции в масштабе 1:10, а после согласования эскиза с заказчиком изготавливаем так называемый картон. Картон — условное название, это могут быть и несколько склеенных больших листов бумаги, на которых вычерчивается в натуральную величину будущее изделие. На этом этапе важно очень четко нарисовать каждый завиток. После этого можно приступать к выполнению работы в материале.
1. Кроме молота и наковальни нам понадобятся молоток (в нашем случае килограммовый), вилка, которая вставляется в квадратное отверстие наковальни, и вторая ручная вилка типа воротка.
Волюты изготавливают практически из любого проката — круглого или ква дратного сечения прутка, полосы. Самый распространенный материал — пруток 12 на 12 мм, который мы и будем использовать.
2. Создание волюты начинается с выполнения гак называемой точки роста. Их существует великое множество: можно точку роста, к примеру, раздвоить, или расплющить, или же выполнить в виде листочка. Мы сделаем так: нагреваем окончание прутка в горне сильно, до желтого цвета металла, чтобы сделать точку роста за один нагрев. Примерно на расстоянии в две толщины прутка от его окончания мы загибаем его конец на ребре наковальни под прямым углом.
3. Переворачиваем пруток и плотно складываем металл. Металл загибается на 180", а складки почти не видно. На ребре наковальни мы обкатываем молотком загнутую часть, чтобы точка роста стала округлой, похожей на запя тую. У нас готов фрагмент, из которого «вырастет» вся волюта.
4. Затем начинаем закручивать металл вокруг точки роста. Сначала задаем направление загиба на роге наковальни, а потом закручиваем его на торце наковальни. В результате мы формируем центральную часть завитка.
5. Теперь мы должны равномерно нагреть следующую часть прутка. В этот раз нам не нужна очень высокая температура, достаточно красного свечения металла. Но важно равномерно нагреть как можно более длинный кусок прутка, потому что металл будет легче гнуться там, где он сильнее нагрет. Вставляем пруток в вилку и второй вилкой начинаем его подгибать. Если подгибка сразу получилась удачной — очень хорошо, но если совершенства с первого раза до¬биться не удалось, можно линию под править молотком. Не забывайте постоянно прикладывать волюту, которую делаете, к картону или к уже сделанному первому завитку, который будет образцом для всех последующих. Такую операцию мы проделываем несколько раз в зависимости от того, сколько оборотов нам надо закрутить.
6. Если нам понадобится менее 10 одинаковых завитков, их проще будет сделать вручную. А если больше — удобнее использовать шаблон. Делают его следующим образом: берут первый готовый завиток (он должен полностью совпадать с рисунком), из такого же квадрата или полосы сгибают но его внутренней стороне шаблон, но которому мы сможем сделать остальные. За шаблон «цепляется» точка роста (ее в любом случае мы делаем вручную), и нагретый пруток огибаем вокруг шаблона.
7. Используя уже известные нам приемы, делаем вторую часть волюты. Мы решили сделать ее S-образной, то есть закрутить второй завиток меньшего размера в противоположную сторону. На прутке не должно остаться ни одного прямого участка, он весь должен превратиться в плавную линию.
8. Рисунок волюты может иметь развитие: из нее может вырастать вторая, из второй — третья, и т.д. При этом они должны «расти» естественно, без изломов. Сделав вторую волюту меньшего размера, мы прикладываем ее к большей и отмечаем место, где одна волюта «вырастет» из другой.
9. Отрезаем лишнюю часть прутка и конец меньшей волюты отковываем на плоский клин.
10. В большой волюте отрезной машинкой делаем подрез — место, куда мы вставим вторую волюту. Для этого откованный на клин прут мы прикладываем к большой волюте, отмечаем на ней место подреза и вырезаем углубление. Сно¬ва примеряем волюты и место стыковки, отрезаем кончик клина.
11. Чтобы сварить две волюты, мы зажимаем их клещами-струбциной. Затем свариваем их с помощью электросварки. Кстати, когда электросварки в арсенале кузнецов еще не было, использовали кузнечную сварку или ставили заклепки либо хомут. Зачищаем место сварки и получаем монолитную волюту.
12. После этого в месте стыковки волют можно сделать углубление (небольшую штробу) машинкой или зубилом. Тогда «разрастаться» волюты будут еще эффектнее.
Конечно, мы выполнили лишь деталь большого изделия, и впереди еще общая сборка, антикоррозийная обработка и покраска. Но основу для того, чтобы это изделие было гармоничным и качественным, мы заложили!
Школа кузнечного искусства. 15 урок. Цельный по форме, цельный по содержанию… Принцип изготовления цветка, который мы будем выковывать сегодня, придумал Сергей Тюрягин. Я, если можно так сказать, творчески переработал изобретение коллеги |
Школа кузнечного искусства. 12 урок. Изюминка в листиках Листики, подобные этим, используются кузнецами давно, но я в свое время усовершенствовал технологию их изготовления. Это два довольно простых листочка, |